Четверг, 25.04.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Дмитрий Зайцев. Фортепиано

Музыкальная школа. Два шага на пути к успеху

Я часто повторяю главную мысль. Музыкальные врата всякий раз открываются с трудом, с большим скрипом. А закрываются в один миг при первой непогодушке. «Ломать – не строить». Эту поговорку мы практически демонстрируем в школе в течение многих десятков лет. Факт, никто не хочет ломать, в школе нет вредителей. Но строить дело тоже никто серьёзно не намерен. Иначе учитель музыки не молчал бы на совете, иначе директор школы что-то сказал бы уже сейчас о программе. Первый шаг на пути к успеху в музыкальной школе – это смена программы обучения. Учащийся может успешно обучаться музыке только в индивидуальном, персональном режиме. По своим способностям и по своему желанию. А наши общие требования ко всем учащимся и общий экзамен – это цепи на крыльях самолёта. Самолёт с цепями на  крыльях, как известно, не может летать.

Второй шаг на пути к успеху в музыкальной школе – это движение. А хорошее движение в музыке можно создать только при каждодневном обновлении учебного материала. Сейчас в школе мы работаем на пьесу и экзамен, а навык игры у нас – как дальний бедный родственник. Только при хорошей сменяемости пьес на каждый день создаются предпосылки к хорошему движению в музыке. А хорошее движение в музыке непременно проводит нас к работе над навыками музыкальной игры. И тогда дальний бедный родственник становится уже не столь бедным и не столь дальним, как раньше. И мы начинаем его любить.

По нашим теперешним правилам игры учиться музыке трудно всем учащимся, а в особенности трудно учиться музыке талантливым, одарённым учащимся. Потому что здравый смысл и асфальтовый каток не имеют общего корня. О себе скажу так: был всюду обычным учащимся. Получал много троек, много раз испытывал на себе сильное психологическое давление со стороны тех специалистов, которые вроде бы должны меня учить музыке. Взрослым людям явно нравится испытывать молодёжь давлением. Хлебом не корми, приятно проводить жёсткие опыты на людях. Иногда неожиданно чем-то удивлял преподавателей, и они некоторое время смотрели на меня большими круглыми глазами. Но недолго. Вскоре рутина побеждала, и каток продолжал давить. Увы, в психологическом давлении на учащихся участвуют практически все преподаватели, даже те из них, кто в других – бытовых вопросах рассуждают вполне здраво и ведут себя скромно.

Свои пьесы для фортепиано я стараюсь писать просто и красиво. Понимаю, конечно, что всё остальное в музыкальной школе может быть сложным. Где-то крыша течёт. Где-то нет настройщика пианино. Часто директор ходит по школе чем-то расстроенный. Но главный тормоз в учёбе – всё же программа обучения. За музыкальный колледж и консерваторию я не в ответе. И за общую школу я тоже не в ответе. Там другие миры, другие законы гравитации. Но в музыкальной школе учёбу можно сотворить просто и интересно для всех учащихся. Если учить ребёнка музыке по его возможностям и по его желанию. Для ребёнка музыкальную школу можно сделать местом мечты и сказки. Сложное или лёгкое обучение музыке в школе – в первую очередь зависит от программы обучения. Учителю музыки надо доверять в деле, директору школы надо доверять в деле. И ребёнку тоже надо доверять в деле. Человек по природе своей – не враг себе и не враг своему делу. Проверено тысячу раз: там, где нет доверия к фигурантам дела, мы имеем полный застой. Как человек практичный, я надеюсь на то, что вскоре мы примем новую программу обучения музыке в школе. Причиной будет отнюдь не здравый смысл, а цена продукта. Вскоре цена каждого чистого продукта будет значительно дороже, чем сейчас. И мы научимся хорошо считать. И тогда самый скромный и тихий учитель музыки скажет: «А цепи с крыльев самолёта надо снять».

19 июня 2016 года. Композитор Д. М. Зайцев.

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz